Питер — 2009. Перезагрузка

Да, это совершенно популистский заголовок и так теперь принято писать про Обаму и все такое, но именно это определение больше всего подходит к тому, что я попыталась сделать с собственными мозгами за эту стремительную поездку. И, кажется, это удалось.

Еще в пятницу в Москве стало очевидно, что я ужасно соскучилась по одиноким прогулкам и ощущению сумасбродной свободы. До Осиповой — пешком, город еще вечерний. У нее под бутылочку кефира (для чего-либо еще было поздно) ржали так, что другой ее случайный гость с бутылкой пива в руках — завидовал. От нее до метро тоже пешком, уже сквозь ночь. В метро спустилась в полночь, а там было довольно оживленно. Город продолжал жить, а на Ленинградском вокзале и вовсе бродили толпы праздно-неприкаянной молодежи. Очередь интеллигентных компьютерщиков к билетному терминалу: ну да, у нас любую идею опошлят, из 5 ящиков работает только один. Однако все равно вышло быстрей, чем в кассах. Остаток времени до поезда просидела на ступеньках вокзала, пытаясь читать «Радикальный маркетинг» и фиксировать впечатления.

Потом был поезд — вполне себе такой «Волгоград-Урюпинск», в таком же состоянии, битком набился студентами и прочими чрезмерно жадными персонажами. В общем, это такой специальный рейс, в который утрамбовывают толпу отчаянных туристов, которые в последний вечер едут на вокзал прямо с вещами в надежде добраться до Питера хоть чем-нибудь дешевым. Когда я покупала билеты, за три дня, он был еще пустым. Когда я приехала на вокзал, на информационном табло уже значилось рядом «мест нет».

Первые пару часов от Москвы в удовольствием слушала ночное «Наше радио», где была только музыка да очень редкие отбивки. Забегая вперед, скажу, что еще лучше «Наше» оказалось в 4-5 утра — уже и отбивок не было, только музыка, причем с преобладанием старого-доброго, а вот в дороге и на подступах к Питеру с ФМ-станциями было совсем никак. Ловилась какая-то одна, но с нереальными помехами, прочие только намечались. А по городу там активно рекламируют радио «Питер-ФМ», но слушать это нельзя.

Спала довольно сносно до половины восьмого утра, подобрав под себя разутые ноги. Дальше была долгая стоянка в Бологое, в ходе которой тетенька напротив неустанно делала макияж. Не меньше получаса точно. Ужас, я этого никогда не пойму, мне хватило двух минут на тоник и кремы (не поленилась взять с собой полный комплект).

Несмотря на шаставшую без устали по всему поезду молодежь, в вагоне было довольно спокойно, пока под утро рядом со мной, на периодически пустовавшем сиденье, не обнаружился крепко спящим один из главных вагонных балагуров. Как выяснилось уже потом, убалагурились они еще с вечера, намешав мартини с пивом и чем-то там еще полирнув. В очередной раз вернувшись в вагон после попыток знакомств в соседнем товарищ просто приземлился там, куда дошел, при этом, несмотря на изрядный рост, компактно сложился в кресло, мне не мешал, да и никого не напрягал, пока не вернулась моя законная попутчица. Собственно, тут все окрестные десять мест и проснулись. На просьбы встать парнишка махал руками, что-то отвечал абсолютно о своем и тут же отключался обратно. Но девочка-то тоже уже нагулялась, ей хотелось честно сесть к себе и расслабиться. Расталкивали самозванца мы впятером, не считая более удаленных сочувствующих голосов, и ушло на это минут 15, не меньше, а не смеяться было нереально, потому и проснулись. В итоге мальчик все-таки отполз к себе в середину вагона. Часа через 4 пришел искренне удивляться, расспрашивать подробности («Я тут спал, да?!… А что я пел?») и, может, даже извинился бы, да теперь девочка отсыпалась.

Долго ли — коротко ли (да долго, долго, но что поделать), но мы прибыли на Ладожский вокзал, очень новый (на нашей карте Питера от 2002 года на этом месте еще рынок показан) и эффектный, с кучей стеклянных переходов и эскалаторов. Оля с Ваней меня все-таки встретили, окончательно сбивая с толку по ощущениям: я всю дорогу ощущала себя у них в гостях и абсолютно не ориентировалась во времени. Тут же, на Ладожском, завернули в «ресторанный дворик» (практически такой же, как в торговых центрах делают, и с невокзально нормальными ценами) и хорошенько пообедали. Оказалось, что к половине пятого им надо вернуться в вуз, потому что объявят результаты по поступающим в УВЦ. Прикинули дорогу — и решили половину прогуляться пешком вдоль Грибоедовского канала. На изгибах немного потерялись, но вовремя повернули и все равно еще минут 15 стояли под дверью в напряженной толпе таких же ожидающих. Ванек не прошел, теперь его результаты ЕГЭ будут участвовать в конкурсе на гражданские бюджетные места, что тоже неплохо, а там видно будет. Расстроиться попыталась Оля, она вообще была сильно на нервах, но я это дело решила пресечь старым русским способом. Завернули в ближайшую «Пятерочку», взяли пакет простенького южного вина, сыра, хлеба, орешков… я еще зачем-то прихватила на кассе шоколадку, которую потом пришлось намазывать на хлеб. И со всем этим скарбом двинулись в сторону гипотетических маршруток на Канонерский остров.

Откуда есть пошла у меня идея про Канонерский, сказать уже трудно. В пятницу, изучая окрестности Английского проспекта, где, собственно, находится один из корпусов вуза, я просто по карте заинтересовалась островом, где явно были дома, но вел туда только какой-то пунктирный путь. Стала разбираться — оказалось, подземный тоннель, до строительства которого Канонерский вообще был этаким питерским Таинственным Островом, куда никто не мог попасть. Но больше всего меня впечатлили фразы о прекрасных видах на Залив оттуда — особенно в контексте того, что любимое местечко на Васильевском уже романтизмом не отличается. В общем, я мельком посмотрела маршруты идущих туда автобусов и даже записала номера, еще не зная, как сложится поездка, — в итоге пригодилось.

Дальше было красиво: мы только-только дошли до первой улица, где, по моим воспоминаниям, должна была ходить какая-то из нужных маршруток, и даже не успели присмотреть место для удобного голосования, как рядом притормозила «Газель». Оба-на, К-19, помню такой номер, да и написано — Канонерский… и никого он не высаживал, что характерно, он остановился для нас, а когда мы вошли, в ответ на мое «спасибо» было сказано что-то вроде «А я по сумке вас опознал». В общем, ангел мой явно поехал со мной в этот раз, и минут через 15 мы были уже на острове.

Канонерский действительно хорош и колоритен. Во-первых, вдоль одной стороны — шикарный вид на корабли в Морском канале. Во-вторых, довольно длинная и дикая «зеленая зона» (редкий джип после дождя доезжает до середины), пробираясь через которую, мы ухитрились даже поесть малины с куста. И, конечно, Залив во всей красе, с выплывающими из-за острова на стрежень огромными морскими кораблями. Вдоль берега, правда, какие-то камыши, но это не сильно мешало. Ванек нашел в песке несколько старинных кирпичей с фамилиями производителей, кончающимися на «ять». Над головой с воплями носились чайки. Мы примостились на камнях и отлично посидели. Вердиктом посиделок было то, что Иван не очень-то рвался в УВЦ, и вообще, все, что ни делается — делается правильно. Литр вина на троих ушел как нефиг делать, нервное напряжение ослабло, перезагрузка шла полным ходом.

В девятом часу мы решили не рисковать и выбраться на материк. Маршруток на стоянке было много, пассажиров — практически ноль, мы изучили варианты направлений, выбрали подходящее и нагло загрузились в транспорт. Водитель послушно прибежал и повез нас, и в накладе не остался, потому что за каналом подтянулись еще пассажиры. А мы доехали до метро «Технологический институт», откуда было три остановки по прямой до квартиры, и… пошли пешком. Ну, со мной же по-другому нельзя: я категорически заявила, что время еще детское, а диван с телевизором в Питере — это полное упадничество. Посмотрели Московский проспект и Триумфальные Ворота на нем. Где-то к 10 были на месте. Квартирка крохотная, но очень уютная, в кучей подписей и инструкций: на замках, на плите, микроволновке, в ванной… очень по-флайледевски. Самый дорогой объект — душевая кабина, где присутствует гидромассаж (не пробовала) и радио (Питер-ФМ, ага… лучше бы не пробовала). В общем, я сныкала себе телефончик хозяйки на будущее.

Когда стали планировать воскресенье, оказалось, что и до Балтийского вокзала от нас недалеко, но станция Броневая вообще в 15 минутах ходьбы. Решили оттуда и ехать в Петергоф. Расписание электричек у меня тоже было запасено, так что дело оказалось несложным. Встали, позавтракали, собрались — и вперед. Во времени я по-прежнему ориентировалась неважно, даже подглядывая на мобильный, поэтому в какой-то момент мне показалось, что на запланированную электричку мы опоздали. Но тут электричка возникла на горизонте. Правда, на ней было написано «Гатчина». Искренне сомневаясь, что это и есть наше направление, я все-таки дала отмашку грузиться. В вагоне посмотрела схему — так и есть, не наше, но начало ветки общее, так что не критично. Вышли на следующей станции, и там оказалось ждать намного веселее из-за больших развалов с мелочами «все по 10 рублей». Именно оттуда я и привезла единственный на этот раз питерский «сувенир»: пару стальных ложек с дырками взамен старой алюминиевой, которую нельзя мыть в посудомойке. В общем, даже этот транспортный косяк пошел на пользу, а через пару минут подошла и правильная электричка, которая и отвезла нас до Нового Петергофа.

Петергоф прекрасен. Весь городок утопает в зелени. Высоченные пушистые сосны и потрясающий воздух. Экскурсии и информационная накачка лично мне совершенно не требовались, а мои спутники были в парках Петергофа организованно два года назад. Так что мы шли просто гулять и в своем темпе рассматривать то, что нам хочется. На одной их тенистых боковых аллей повстречали холеную белочку. Оставшиеся от пикника накануне кешью тут же пригодились: штуки 4 она подобрала и съела, потом начала брать прямо у меня с руки и со смешным усердием закапывать. А через некоторое время пришла девочка с фундуком, белка отскочила к ней, отдала ей кешью из-за щеки, забрала фундук и рванула прятать уже его. Долго ли потом девочке пришлось возвращать белке ее орех, мы уже не следили.

Пройдя Нижний парк по изогнутой диагонали, мы вышли к Заливу и долго гуляли вдоль него, с остановками, фотками и прочими радостями. Кроме электричек, маршруток и туристических автобусов в Петергоф есть, видимо, два элитных пути: «ракетой» от Зимнего (сколько сейчас стоит, не знаю, но «ракеты» летали довольно часто) и вертолетом уж не знаю откуда. Когда вертолет приземлился неподалеку от нас, пошли, конечно, шуточки про то, что нас снова опознали по сумкам, однако ж вернулись мы обратно электричкой, уже от Старого Петергофа. Рядом со станцией обнаружился милый рыночек, где мы запаслись овощами к обеду, а потом Оля решила еще и дешевой черешни купить. Я же в это время пошла было искать билетную кассу, да не нашла, зато обнаружила, что вот-вот будет электричка. Поехали. На середине пути появились контролеры, которым я честно и призналась, что кассы не нашла. Они сказали, что на Старом Петергофе она таки есть, потому «со Старого Петергофа — со штрафом, вы будете ехать от Мартышкино». Да не вопрос, сказали мы, и у нас на память остались билеты со станции Мартышкино, на которой мы никогда не были.

Обедали поздно, но дома, наварив сытную горку макарон с сыром. Потом еще осталось время на прогулку по центру, но там намечался праздник ВМФ, потому поехали на Василеостровскую, чтобы прогуляться по Стрелке и посмотреть на все через Неву, избегая больших толп. Не избежали: на Стрелке намечался концерт на ступеньках Морского музея, саму Стрелку по такому поводу от вытаптывания загородили стеной ментов, и мы едва-едва проскочили это место по касательной до установки основных кордонов и заграждений.

Подлодка на фоне Исакия

Остаток времени до поезда провели в сквере у метро Спортивная. Это уже было действительно в стороне от эпицентра праздника, так что там удалось спокойно посидеть и пожевать мороженого. По моим наметкам, от Спортивной шла прямая ветка — однако за последнюю пару лет метро в Питере серьезно перестроили, причем помнил об этом из нас только Иван, который и разрулил в итоге ситуацию. Доехали — уже объявляют посадку на мой поезд. Честно идем к 15-му вагону. Оля прикидывает и заявляет, что он первый после паровоза. Я вперед не особо заглядываюсь, однако же после 13-го вагона обхожу толпу в дверях следующего и шагаю вперед к «своему», первому от локомотива… на котором написано «16». Понимая, что у нашего РЖД 15-й вагон может ненароком оказаться и в хвосте поезда, а до отправления 10 минут, тупо подхожу к проводнику и спрашиваю, где, собственно, 15-й вагон. Проводник 16-го вагона спокойно и логично замечает, что вот он, рядом. И оказывается совершенно прав! Просто 14-го вагона не было. Или он был где-то не там. Впрочем, не важно, я прошла на свое место, так уже сидело трое попутчиков… а за пару минут до отправки пришел еще один и сел рядом. Оно, конечно, плацкарт, люди не придерживаются строго мест, но мне сразу как-то подумалось про двойные места. Ибо и на компьютерные системы бывает проруха.

Когда пришел проводник, моя версия почти подтвердилась: у парня было тоже 29 место, но… на вчерашний поезд. Сначала его как-то агрессивно хотели выпроводить, как зайца, но потом, кажется, дело закончилось миром, парень забрал вещи и куда-то ушел. А я половила радио (безрезультатно), почитала «Радикальный маркетинг» и улеглась. Спала прекрасно, но будить добрые проводники начали в начале четвертого утра. Ближе к 4 это в сочетании с ярким светом стало уже напрягать, я встала, поймала «Наше» — и поняла, что перезагрузка прошла удачно, что настроение — на все сто, что как-то даже выспалась и готова к активным действиям. Для начала решила прогуляться по рассветной Москве, понимая, что я и тут — в центре — года три уже не была. Дошла до Чистых Прудов, когда до открытия станции оставалось еще минут 15, но ждать как-то не хотелось, тем более впереди лежал один из любимых отрезков пути — Мясницкая. Дошла до Лубянки, а там открытие только через час. Вернулась… Все равно приехала домой на первом поезде.

В завершение приключений, немного поколебавшись, села в какой-то незнакомый автобус 272у — и оказалось, что он экспресс, от метро до нас едет без остановок. Так что дома я была еще до 7 утра, а к 9 примчалась на Бабушкинскую за Мишкой.

Теперь все на местах, и ангелам можно немного отдохнуть…